Изготовление витражей или как делать витражи своими руками

Посреди огромного количества разных методов декорации помещений витражи выделяются особой яркостью и необычным видом. Игра солнечных лучей либо особенная подсветка дадут особенное очарование помещению, где установлены витражные изделия. К слову, если традиционный витраж — это орнамент из цветных стёкол, через которые пропущен естественный свет, то современное понятие витражей еще обширнее. Витражи художественные могут быть расположены в любом помещении — даже в таком, где естественное освещение вполне отсутствует.

Обычно витражные композиции создавались из фрагментов цветных стёкол, скреплённых свинцовыми прокладками (свинец довольно мягенький). При разработке витражей из тусклого стекла, роспись по нему производилась красками на силикатной базе.

Современные витражи соединены свинцовыми и латунными профилями (латунными со металлической вставкой), их можно установить как в оконные проёмы, так и в качестве плафонов для внутренних осветительных приборов в здании, для устройства навесных потолков, формирования внутренних перегородок, сотворения витринных композиций и панно. Декоративные изделия, такие как витражи Тиффани, являются самостоятельными элементами декора.

Витражи художественные — технология создания

Фацетный витраж — создаётся по традиционной витражной технике, с той только различием, что края неких (либо всех) витражных частей подвергаются огранке (снимается фацет). Благодаря этой операции достигается большая игра солнечного света в сделанных гранях, что наращивает красоту витражной композиции.

Фьюзинговый витраж — создаётся путём сплавления разноцветных стёкол в высокотемпературных печах. При всем этом цветные элементы витража кропотливо вырезаются и шлифуются, после этого помещаются на лист стекла (подложку), образуя законченную композицию. Дальше — обработка в печи, после этого подложка и цветные элементы спаиваются в одно целое. Ещё одной отличительной чертой фьюзинговых витражей является их волнистая поверхность.

Существует другая разработка сотворения фьюзинговых витражей — наклейка частей витражного рисунка на подложку из закалённого стекла при помощи прозрачных клеев, за ранее подвергнув цветное стекло высокотемпературной обработке. Дело в том, что использовать подложку из закалённого стекла, нужного при разработке вполне стеклянных дверей и застекления оконных проёмов большой площади, для сотворения фьюзингового витража нельзя — в процессе температурной обработки оно станет хрупким. Наклеивание частей дозволит получить крепкую, высокохудожественную витражную композицию, причём её можно установить даже на потолок — если в силу каких-либо обстоятельств таковой витраж разобьётся, то никого не порежет, т. к. осколков не будет.

Расписной витраж — на стекло силикатными красками наносится набросок, потом стекло подвергают температурной обработке в печи. Рисованная композиция производится кистью либо аэрографом.

Зеркальный витраж — производится витражная композиция по одной из приведённых технологий, потом на её тыльную сторону наносится узким слоем нитрид титана. При всем этом степень отражения можно повысить, снизить либо получить односторонне прозрачное зеркало.

Гравированный витраж — набросок создаётся только вручную, с внедрением гравировального оборудования либо ручным инвентарем. Цветное стекло — база для таких витражей — создаётся при смешивании стёкол различного цвета, которые греются до водянистого состояния, потом несколько водянистых стёкол различных цветов выливаются на стол и раскатываются. Приобретенное этим методом стекло имеет уникальный цвет и набросок — получить два листа такового витражного стекла с схожим рисунком и окрасом нереально.

Матовый витраж — методика, в особенности пользующаяся популярностью сейчас. Для получения матового витража применяется пескоструйная разработка: подаваемая под высочайшим давлением струя песка царапает поверхность прозрачного стекла, выбивая наночастицы и превращая одну сторону стекла в матовую. Для сотворения рисунка по этой технологии пригодиться трафарет — его закрепляют на стекле и помещают в пескоструйную камеру. После обработки места, закрытые трафаретом, остаются прозрачными, всё остальное становится матовым.

Особенный энтузиазм вызывает техника сотворения витражей по способу глубочайшей выработки — получение объёмных рисунков на стекле. Для этого употребляется пескоструйная машина и поболее непростой, мультислойный трафарет. Разработка сотворения последующая: все слои трафарета укладываются на листовое стекло и подвергаются пескоструйной обработке (снимается слой стекла около 1 мм), потом один трафаретный слой снимается и проводится новенькая обработка струёй песка (снимается слой в 1,5 мм) и т. д., до получения требуемой композиции. Создавать витражи таким методом можно лишь на стекле шириной от 6 мм, причём сам процесс довольно кропотлив и трудоёмок.

Витраж-имитация — снаружи похож на традиционный, хотя создаётся более обычным методом. Элементы рисунка для пакетного витража вырезаются на станке, управляемом компьютерной программкой. Свинцовые прокладки, которыми скреплены куски традиционного витража, тут изменены современными материалами, снаружи схожими на свинцовые. После формирования готовой витражной композиции, она наклеивается при помощи особенного прозрачного клея на лист стекла — готовый витраж, сделанный по данной технологии, легче и прочнее традиционного. Часто таковой витраж зажимается меж 2-мя листами прозрачного стекла.

Плёночный витраж — более дешёвый метод сотворения витражной композиции. На рынке в большенном ассортименте представлена плёнка различных цветов, из неё вручную либо при помощи плоттера вырезаются элементы витражного рисунка и наклеиваются на листовое стекло. Приобретенный таким макаром витраж будет недолговечен, но его просто поменять.

Рисунки для витражей

Принципиальным моментом в подборе темы наброска для витражной композиции будет предназначение помещения. Если подразумевается некоторая абстракция, то её лучше исполнить в единой цветовой политре с помещением. Следует придавать значение смыслу, заключённому в витражной композиции — так она будет лучше смотреться в общем дизайне.

Принципиально учесть, что витражные картинки не должны оставлять чрезвычайно много пустого места на стекле, равно как и очень перегружать его. В первом случае можно составить витраж из маленького центрального рисунка (узора), дополнив картину декоративными элементами по углам стекла, покрыв остальное свободное место лаком.

Учтите, что поправить пустоты в готовой витражной композиции много проще, чем скорректировать чрезвычайно заполненный набросок витража после его окончания (такое желание нередко появляется при большенном количестве маленьких частей).

Кропотливо прокрутите в голове эскизный набросок витража, поэкспериментируйте с размерами отдельных частей композиции. Идеальнее всего заносить новые детали рисунка равномерно. Более принципиальна палитра цветов витражного рисунка — испробуйте несколько вариантов цветовых решений.

Как изготовить витраж своими руками

В домашних критериях создание витражей по фабричным методикам нереально. К примеру, для фьюзингового витража требуется особенная стекольная печь и температура в 900 °С.

Какие же виды витражей можно сделать в домашних критериях? Это витраж Тиффани, расписной витраж (обжиг заменён лакированием) и плёночный витраж. Разглядим любой из их в отдельности.

Изготавливаем витраж Тиффани самостоятельно

Будет нужно отдельное помещение для работы (довольно тщательной).

Из материалов: цветные стёкла, особая медная фольга (продаётся в рулонах, её ширина 4,7 мм), прозрачный клей (не силикатный), паяльная кислота, припой для спайки частей витража (содержание олова/свинца 50/50 либо 60/40), хоть какое средство для мытья посуды, патина.

Из инструментов: алмазный стеклорез (лучше конкретно алмазный), плоскогубцы, малые кусачки, малый станок для обточки кромки стёкол либо точильный брусок, узкий паяльничек.

Создаём набросок грядущего витража — сначала на обыкновенной бумаге (лучше в клеточку), потом переносим окончательный вариант на более плотную бумагу (картон либо ватман). Необходимо разрезать набросок на элементы, наложить их на цветные стёкла подходящего окраса и обвести по контуру маркером.

При помощи стеклореза вырезаем из стекла элементы грядущего витража тиффани. Аккуратненько обламываем стекло по полосы разреза, образовавшиеся выпуклости необходимо отломить малыми кусачками: для этого берём картонную коробку подходящего размера, стеклянный элемент держим (очень не зажимая!) плоскогубцами, берём малые кусачки в другую руку и отламываем (без коробки куски стекла разлетятся по всему помещению).

Последующий шаг — обточка кромки. Если есть особый станок — работаем на нём, если же нет — необходимо набрать воду в миску (лучше железную), положить туда точильный брусок (он должен быть утоплен в воде) и стачивать острые выступы на стекле об него. Качество проверяем на общем наброске, если все стеклянные элементы совершенно подходят друг к другу, то можно перебегать к последующему шагу — обёртыванию кромки медной фольгой.

Используем специальную медную фольгу в виде ленты, имеющей одну клейкую сторону. Оборачиваем ею кромку: расположив середину медной ленты по центру кромки, загибаем её по двум сторонам. Принципиально, чтоб края загиба были схожи с обеих сторон стеклянного элемента витража Тиффани. Кропотливо приглаживаем фольгу к стеклу, воспользовавшись лопаткой из дерева (не железную — поцарапает). Когда все стеклянные куски витража будут обёрнуты фольгой, сложите их в композицию — проверьте прилегание ещё раз.

Дальше будет нужно обработать кромку, покрытую медной фольгой, паяльной кислотой — она выполнит роль флюса при пайке. Для нанесения паяльной кислоты воспользуйтесь ватным тампоном, закреплённым на палочке. Очередь пайки: разогреваем паяльничек, набираем на него капли олова и пропаиваем элементы витража тиффани по кромкам, соединяя их меж собой. Шов из олова должен быть непрерывным и припоминать маленький валик — так будет прекрасно и аккуратненько. Олово должно вполне покрыть всю видимую часть медной фольги — как меж витражными элементами, так и по их наружным краям. Сходу у вас навряд ли получиться, потому треньтесь. Если изготавливаемый вами витраж тиффани подразумевается подвешивать, то припаяйте к нему проволочную петлю.

По окончании пайки очередь за помывкой спаянного витража — если эту операцию пропустить, то остатки паяльной кислоты вызовут возникновение на оловянном шве образований, схожих на мох. Для мойки витража Тиффани полностью подойдёт обыденное моющее средство для посуды и губка.

Дайте просохнуть витражу, потом покройте оловянные швы патиной (чёрной либо медного цвета — на ваш вкус). Патину следует наносить палочкой с ватным тампоном: нанесите незначительно патины на тампон, потом с силой вотрите её в поверхность оловянного шва. Завершив эту операцию, требуется вновь вымыть витраж. Вот и всё, работа закончена!

Создание расписного витража

Витраж, рисованный красками — одна из наистарейших методик. Предлагаем для вас два метода сотворения расписного витража: в первом из их набросок формируется путём нанесения его кистью и красками, во 2-м — краска заливается на набросок.

Сперва необходимо подобрать набросок для витража, приготовить его набросок, пропорционально увеличив изображение (по мере надобности).

После приготовить витражное стекло к нанесению рисунка — кропотливо протереть его ватным тампоном либо незапятанной тряпочкой, смочив в спирте. Эта обычная операция окажет огромное воздействие на долговечность будущей витражной росписи.

Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Кстати, отрисовывать на стекле необходимо при его горизонтальном положении — краска не будет разливаться. Проще всего переносить набросок рисунка, наклеив его скотчем на оборотную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — сначала при помощи маркера, потом — особенной витражной краской, нанесённой на узкую кисть (см. ниже методы её производства).

Приступайте к окрашиванию рисунка, первыми необходимо выкрасить куски, разделённые меж собой (т. е. не смежные), в данном случае можно будет корректировать выход краски за границы контура и она не смешается с краской другого цвета из примыкающего куска рисунка.

Существует другой метод окрашивания фрагментов витража. Для его выполнения будет нужно вырезать на картонном наброске только тот кусок, который вы предполагаете окрашивать в сей раз. Совместите его по контуру с аналогичным участком на стекле и прокрасьте кистью либо из распылителя. После высыхания краски, подготовьте новый кусок — и т.д., до полного окончания расцветки витражного рисунка.

Для полного высыхания окрашенных фрагментов будет нужно трое суток. После чего нанесите краску на оставшиеся участки и дайте ей просохнуть. Потом нанесите поверх окрашенных участков рисунка контур, воспользовавшись узкой беличьей кистью и витражной краской — так вы можете придать изображению чёткость, скрыть маленькие просветы и потёки. Будьте внимательны и неторопливы!

Через трое суток необходимо выполнить заключительную операцию — нанести на витраж слой лака, воспользовавшись широкой кистью либо распылителем краски. Покройте лаком весь витраж, включая те участки стекла, на которых нет рисунка. В сей раз срок сушки — неделя. На всё время сушки расположите стекло с витражным рисунком в незапятнанное, сухое и отлично проветриваемое помещение, не трогайте его, исключите возможность доступа к нему малышей и домашних питомцев. По прошествии 7 суток витраж готов, его можно воткнуть в раму либо, например, в межкомнатную дверь.

Рисованный витраж методом заливки краски

Начало работ по созданию такового витража — в выборе витражного рисунка и переносе его контура на стекло. Дальше требуется сделать контур выпуклым (объёмным) для сотворения границ, препятствующих разливу краски за границы положенного ей участка.

Тут будет нужно сделать необыкновенную контурную краску, для этого необходимы:

Контурная краска создаётся так — берём маленькую стеклянную баночку, наливаем в неё клей ПВА, добавляем чёрную тушь, перемешиваем и в процессе помешивания подсыпаем серебрянку. По смеси приобретенная таким макаром краска должна припоминать водянистую сметану свинцового цвета.

Сходу отметим — если в процессе нанесения объёмного контура на стекло краска в банке загустеет, то, добавив в неё некое количество тёплой воды и малость чёрной туши (для хотимого цвета), она вернётся в нужное для вас состояние.

Контур, образованный таковой самодельной краской, будет стабильно держаться на стекле, снаружи будет похож на свинцовые прокладки, соединяющие элементы традиционного витража. Причём вы сможете импровизировать с шириной контура при его нанесении — это даст вашему витражу оригинальность. Итак, вооружаемся беличьей либо колонковой кистью и приступаем к рисованию контура — он должен получиться объёмным (выпуклым) в достаточной степени, потому на краске особо не сберегайте, но наносить её необходимо осторожно и аккуратненько. В процессе сотворения объёмного контура требуется временами помешивать краску, т. к. более лёгкие частички серебрянки начнут накапливаться на её поверхности. Не тяните с контурными работами — чем подольше будет стоять приготовленная вами краска, тем больше будет изменяться её цвет, а означает, утратится однообразие контурных линий.

После прорисовки контура витражного рисунка — 3 часа ждём полного высыхания краски.

Как изготовить краски для витражей

Продолжение материала по созданию витражного рисунка по способу заливки краски будет ниже, а пока самое время привести тут несколько методов сотворения в домашних критериях витражной краски.

1-ый метод. Будет нужно нитролак НЦ-218 (можно использовать 222 либо 2141), 647-й растворитель и алкидные краски для художественных работ. Наливаем в баночку около трети нитролака, добавляем растворитель (приблизительно до 40% от количества нитролака), перемешиваем до получения состава, схожего на воду. Потом вводим каплю (размером с горошину) художественной краски, перемешиваем, добавляем ещё краски, если цвет не довольно ярок (краски пригодится до 10% от количества нитролака). В конечном итоге получаем отлично растекающийся цветной лак, который отлично подойдёт для заливки рисунка витража.

2-ой метод. Пригодится светлый клей БФ-2, ацетон, растворимая в спирте краска (можно использовать пасту из шариковых ручек). В стеклянную баночку наливаем клей, разбавляем его ацетоном по соотношению 1:1, перемешиваем и добавляем краску до получения цвета подходящей насыщенности.

3-ий метод. Пригодится желатин, тёплая вода, сухие красители для х/б, шерстяных либо шёлковых тканей. Около 6 г желатина необходимо развести в 200 г тёплой воды, перемешать. Раздельно в тёплой воде развести сухие краски. В новейшую стеклянную баночку отлить незначительно раствора воды с желатином, добавить туда нужное количество раствора краски, перемешать. После нанесения этой краски на витраж и её высыхания, необходимо будет поверху покрыть набросок тусклым нитролаком.

Принципиально: все приведённые ниже рецептуры витражных красок требуется соединять только в стеклянной посуде (совершенно подходят стеклянные емкости из-под детского питания).

Продолжаем создавать витраж методом залива краски

Итак — контурная краска на витраже высохла, а краска для заливки готова. До того как приступить к окрашиванию витража, удостоверьтесь в строго горизонтальном положении листа стекла — хоть какой, даже малозначительный перекос вызовет стекание и утолщение слоя краски в самой нижней точке раскрашиваемого куска.

Вооружаемся круглой большой кистью (беличьей либо колонковой), набираем на неё огромное количество краски и наносим её на данные куски витража. В данном деле главное — не пересечь границу контура и на сто процентов залить любой из фрагментов краской определённого цвета. Если же вы попадёте краской на сам контур — ничего ужасного, напротив — это даже отлично, т. к. на сто процентов исключит любые непрокрашенные участки близ контура. Боритесь с возникновением воздушных пузырьков — смотрите за их возникновением и стремительно убирайте их движением кисти. Завершив расцветку, выдерживаем паузу в 3-4 часа — даём краске стопроцентно высохнуть.

Последующий шаг заключается в повторной прорисовке контура. Пытайтесь повторить прошлые контурные полосы, наносите краску так же обильно, как и при первой прорисовке контура. Сейчас вы меже быть убеждены в полном устранении всех неровностей и недостатков. Очередной шаг работ — через 2-3 часа после высыхания нанесённого контура.

В окончании работ над витражом необходимо нанести на него 3-4 слоя прозрачного нитролака, покрыв узким слоем всю поверхность стекла. Эта мера защитит набросок от царапин и воды, продлит срок его службы. Нитролак идеальнее всего наносить не кистью, а распылителем, выдерживая перед каждым новым слоем более 10 мин для просушки предшествующего слоя.

Работа по созданию витража завершена — необходимо только воткнуть его в раму. Таковой рисованный витраж прослужит для вас более 10 лет.

Дополнительные витражные работы

Приводить детализированный способ сотворения плёночного витража считаем тут ненадобным — работа тут самая обычная, необходимо приготовить набросок, нанести его на стекло и на тонировочную плёнку, вырезать нужные куски и приложить к стеклу. Плёнка пристанет к стеклу сама.

В неких случаях требуется, чтоб витражные стёкла в дверях были непрозрачными, в особенности, если эти двери ведут в ванную либо спальню. Чтоб решить этот вопрос, нужно придать стороне стекла, оборотной витражному рисунку, матовое покрытие либо приклеить на него тонировочную плёнку. Существует два метода сотворения матовой поверхности: используя составы на базе водянистого стекла либо воспользовавшись составами, основанными на плавиковой кислоте.

Составы, основанные на водянистом стекле:

  1. Нужно незначительно развести жидкое стекло дистиллированной водой, потом добавить в него маленькое количество зубного порошка и кропотливо перемешать.
  2. 10 частей водянистого стекла смешать с 15-ю частями дистиллированной воды, добавить в этот раствор 8 частей бария сернокислого и 1 часть кремнекислоты. Последний ингредиент можно получить, перемешав жидкое стекло со значимым количеством серной либо соляной кислоты — кремнекислота выпадет в виде осадка, её необходимо выделить, высушить и перетереть в порошок.

Перед нанесением хоть какого из этих составов стекло необходимо кропотливо вымыть мыльным веществом и высушить. Для нанесения использовать ровненький валик — его окунают в состав, прикатывают и аккуратненько покрывают веществом всю поверхность стекла. После просушки стекло следует помыть под водой.

Нужно учесть, что при работах с смесями, основанными на водянистом стекле, необходимо наносить покрытие как можно аккуратнее — матовая поверхность, сделанная этим составом, проявит все недостатки.

Составы, основанные на плавиковой кислоте:

  1. 12 частей плавиковой кислоты, 10 частей бария сернокислого и 10 частей фтористого аммония смешиваются вкупе, потом заливаются узким слоем на поверхность стекла. После высыхания обработанную поверхность необходимо помыть веществом соды (5%-ным), после — водой.
  2. 50% плавиковая кислота наносится узким слоем на за ранее приготовленное стекло. Подготовка последующая — стекло помещается в древесную рамку, с оборотной стороны затянутую 2-мя слоями пвх-пленки, по краю стекла (вдоль древесной рамки) делается бортик из пластилина. Слой плавиковой кислоты выдерживается на поверхности стекла в течение 10 с, температура раствора кислоты должна быть 30–40 °С. По истечении срока выдержки помойте обработанную поверхность веществом пищевой соды 5%-ной, после — водой.

В отличие от составов на водянистом стекле, применение плавиковой кислоты даёт более ровненькую матовую поверхность, вне зависимости от допущенных ошибок при нанесении.

Хомут обжимной 430/0.5 мм D120

Хомут обжимной Ferrum430 ― комплектующая для надежной фиксации и герметизации дымоходного канала. Этот крепежный элемент применяется при монтаже одностенного дымопровода. За счет обжимной конструкции просто устанавливается на соединениях составных частей основного канала и герметизирует их, исключает возможность просачивания товаров горения в помещение.

Особенности модели

Страна-производитель ― Наша родина. На продукт предоставляется гарантия на 12 лет.